В начало Написать нам Карта сайта | RSS
Уральский рынок металлов


Предлагаем Вам разместить информацию в бегущую строку - 1000 рублей в месяц - за каждые 10 слов | Ежедневно посетители сайта смогут видеть информацию о Вашем предприятии. | Минимальные затраты - максимальный результат!!!
Новости Журнал О компании Статьи Аналитика Тендеры Рекламодателям Подписчикам Форумы Бизнес-навигатор Карта сайта Мероприятия Вопросы-ответы

Антимонопольная политика

 

Виктор Ступин, генеральный директор ООО «Виком»: «Жесткие тиски ценовой монополии РУСАЛа душат средних российских производителей» 

Компания «Виком» (Каменск-Уральский) известна на российском рынке как производитель литых алюминиевых дисков для автопрома. Сегодня - это среднее предприятие, выросшее из малого, костяк которого составили специалисты ФГУП «Каменск-Уральский литейный завод» (КУЛЗ). Возглавил компанию бывший гл инженер КУЛЗа Виктор Ступин. Объёмы производства в последние несколько лет стабилизировались на уровне около 160 тыс шт/год. Именно такие предприятия в развитых странах составляют костяк промышленности, обеспечивая заказами десятки смежников. От их экономического здоровья зависит состояние национальной экономики в целом.

О сегодняшнем дне, проблемах и перспективах развития ООО «Виком» нашему корреспонденту рассказывает его гендиректор Виктор СТУПИН.  

.jpg_63 

- Виктор Сергеевич, кризис, помимо негативных последствий, несёт и позитивные, освобождая рынок от импортной продукции и открывая новые возможности для отечественных производителей. Судя по стабильности объёмов производства, ваше предприятие смогло достойно выдержать удар кризисной стихии. Какие новые перспективы появляются у вас сегодня?

В прошлый кризис, 1998 года, новые возможности для импортозамещения, действительно, появились. В этот раз всё иначе. Кризис успешно использовали для рывка и экспансии на российский рынок китайские производители литых дисков. Сегодня их продукция занимает около 60% российского рынка, из 6 млн дисков в прошлом году 3,5 млн шт. пришлось на китайскую продукцию. Их главное преимущество - более дешёвая цена, примерно на 10% ниже российской.

- Значит, у российских производителей есть ориентир для повышения эффективности и снижения цены...

Основная проблема, которая не позволяет российскому производителю конкурировать с китайским по цене - высокий уровень цен на сырье для выпуска дисков, алюминий и силумин (сплав алюминия с кремнием). Его установила в последние несколько лет компания РУСАЛ, которая после поглощения СУАЛ-холдинга стала фактическим монополистом на российском алюминиевом рынке. И если раньше уральские потребители покупали металл на Уральском или Богословском алюминиевом заводах на условиях EXW (Ex Works - буквально - за воротами фабрики), то сейчас они вынуждены покупать его по ценам Лондонской биржи металлов (LME), а это - на 30-40% дороже. И все отечественные потребители алюминиевых сплавов (предприятия автопрома, машиностроения, оборонки, стройкомплекса и другие) вынуждены закладывать в себестоимость своей продукции эту 30-процентную надбавку. Разница в себестоимости производственной и биржевой определяется затратами на логистику от склада завода до биржевого терминала и стоимости хранения.

- Из чего складывается цена на алюминий?

В России более 600 заводов - потребителей продукции ОК РУСАЛ. Это алюминий и сплавы на его основе. Все эти заводы приобретают продукцию у российского монополиста ОК РУСАЛ по ценам, привязанным к лондонской бирже металлов (LME). Но получают металл с алюминиевых заводов, т.е. на условиях EXW (Ex Works - за воротами фабрики).

Напрашивается вопрос. Почему российские потребители покупают метал, исходя из биржевых цен, оплачивая тем самым биржевую, а не производственную себестоимость? Ведь цена на условиях EXW значительно ниже. Подход ОК РУСАЛ к такому формированию цены на внутреннем рынке, на наш взгляд, экономически не обоснован.

Мы согласны, что производственная себестоимость на заводах Сибири и остальных заводах различна. Это объясняется разными ценами на расходуемую электроэнергию:  на Урале 1,3 руб. за кВт/час, в Сибири 0,65 руб. за кВт/час. Количество электроэнергии на производство одной тонны алюминия по всем заводам примерно одинаковое и составляет 16 500 кВт/часов на тонну. На заводах Урала (по словам представителей РУСАЛа) доля затрат на электроэнергию составляет 38%. Тогда при цене за 1 кВт/час равной 1,3 руб. для Урала получаются затраты на электроэнергию 1,3х16500=21 450 руб. Тогда себестоимость будет  21450:0,38=56447 руб. за тонну. В Сибири себестоимость будет ниже и равна: затраты на электроэнергию 0,65 руб. х 16500=10725 руб. Остальные затраты в с/стоимости взяты по Уралу, т.е. 56447-21450= 34997 руб. за тонну. Себестоимость в Сибири получается 10725+34997=45722 руб. Сибирь производит более 75% металла. Все остальные - 25%.

Тогда в целом по ОК РУСАЛ себестоимость составит 45722 х 0,75 + 56447 х 0,25 = 34292 + 14112 = 48404 руб. за тонну. Для определения цены EXW добавим прибыль нормальную 8%, тогда цена за воротами ОК РУСАЛ внутри страны будет 48404 х 1,08 = 52276 руб.

Внутренний рынок России потребляет всего 20% продукции ОК РУСАЛ. Отпускать по ценам 52276 руб. за тонну было бы экономически обоснованно и давало бы российским предприятиям возможность инвестировать в производство и привлекать иностранные инвестиции. Не надо забывать, что государство дотирует РУСАЛу электроэнергию.

Вывод: на внутреннем рынке цены не должны быть биржевыми, т.к. условия поставки - EXW. Российский потребитель не должен нести бремя на логистику, помогая продавать металл за границу и помогать, тем самым, развивать чужую экономику. С такими ценами РУСАЛ залазит в бюджетные средства, т.к. оборонка тоже платит по этим ценам.

- В таких жёстких условиях обычно задумываются о снижении издержек, модернизации, освоении новых видов продукции...

Каждый год «Виком» осваивает около 6-7 новых моделей дисков. В нашем бизнесе - как в доме мод, без новых моделей нельзя в принципе. Даже в кризис продолжали этот процесс.

Находим средства и на модернизацию. Благодаря кредиту в Райффайзенбанке на 15 млн.руб., закупили две новые немецкие машины для литья под низким давлением. Они полностью автоматизированы, обеспечивают высокое качество  и производительность труда. Один человек может одновременно обслуживать две машины. Высвобождаемый персонал будет трудоустроен на других участках - мы всё-таки надеемся на развитие и увеличение объёмов производства.

- Ваша инвестиционная программа уже полностью завершена?

Не совсем. Она предусматривает строительство нового производственного корпуса размерами 36х90м. В нём будет размещен "умный" склад, и новое автоматическое малярное отделение с конвейерной технологией. В этом случае у нас появится возможность в 1,5 раза увеличить мощности. Для этого потребуется восемь машин, а у нас пока пять. Стоимость проекта - около  500 млн. руб., он рассчитан на десять лет. Но это при условии, что будет рынок и наша продукция на нём - будет конкурентоспособной. Сегодня численность нашего персонала - 150 человек, рабочие получают зарплату, которая выше средней по городу. Развитие производства обеспечит новые рабочие места. Но теперь все эти планы под угрозой срыва. Они могут быть реализованы лишь при условии ограничения монопольных цен на алюминий.

* * *

 

imagesКомментарий Андрея Бухмастова, директора НП "Союз машиностроительных предприятий  Свердловской области"

"С проблемой, поднятой гендиректором ООО «Виком» В.С.Ступиным, сталкиваются  многие предприятия машиностроительного комплекса не только Свердловской области, но и всего Уральского региона. В наибольшей мере это касается предприятий электротехнического и электромашиностроительного профиля, использующих алюминий и его сплавы в выпускаемой продукции. Для тех заводов, в себестоимость продукции которых доля алюминиевых материалов превышает 40-50 %, ситуация превращается в катастрофическую.

Решение проблемы видится в установлении для отечественных потребителей алюминия цен на базе  ex works. При этом,   с целью предотвращения возможности возникновения внутрироссийского дефицита алюминия следует использовать механизм квотирования объемов экспорта и заградительных пошлин.

Кстати похожая ситуация начала складываться и на рынке черных металлов".

    

* * *

Комментарий Валерия Турлаева, зам.министра промышленности и науки Свердловской области

___09"Напрямую на ценовую политику РУСАЛа повлиять невозможно, тем более, что РУСАЛ сейчас держит одинаковые цены для всех. Мы встречались с Виктором Ступиным, и решили продолжить изучение рынка и его анализ, чтобы понять специфику товарных потоков.  Предложен также вариант создания СП с европейскими фирмами по инвестициям в новую технологию, которая уменьшит себестоимость выпускаемой продукции".

 

 

* * *

Комментарий научных сотрудников Института экономики УрО РАН

                ..__ 

В основе проблемы, затронутой директором ООО «Виком» В.С. Ступиным, лежит устаревшая концепция антимонопольной политики, на которой строится вся регулирующая практика ФАС (федеральной антимонопольной службы) России. В этой практике главной заботой считается контроль за ценами, борьба с возможностью получения экономическими субъектами дополнительной прибыли. Прямо таки служба социальной справедливости и уравнительности, якобы пекущаяся об интересах множества мелких и средних предприятий-потребителей. На деле выходит ровно наоборот: направив все силы на «справедливую борьбу» с любителями повышать цены, ФАС не выполняет свою главную задачу обеспечения равных условий конкуренции и роста на этой основе эффективности экономики. Яркий пример такого рода «антимонопольной» деятельности - положение в алюминиевой промышленности России. Разрешив в 2007 г. слияние активов российских алюминиевых фирм в единую компанию РУСАЛ, ФАС создала монополиста, занимающего на рынках России и сопредельных стран долю свыше 90% необработанного алюминия, а также доминирующего на рынках других алюминиевых и сопутствующих продуктов.

Это решение (очевидно политическое, а никак не экономическое) прикрыто так называемым «предписанием» - довольно мягкими условиями установления цен для внутреннего рынка и их изменения. И главное: вовсе не РУСАЛ (как считает В.С. Ступин) установил порядок определения внутренних цен на первичный алюминий, в основе которых лежит среднее значение котировки алюминия за последние 2 месяца на Лондонской бирже металлов (LME), - этот порядок прямо зафиксирован в «предписании» ФАС.

С формальной точки зрения можно сделать следующие выводы.

Во-первых, в настоящее время все действия компании РУСАЛ по формированию внутренних цен на алюминиевую продукцию можно признать правомерными, то есть соответствующими «предписанию» ФАС РФ. Нет оснований предполагать, что РУСАЛ нарушает предписание, в противном случае необходимые меры ФАС были бы уже предприняты. Если же внутренние цены превышают расчетный уровень, то это превышение очевидно согласовано с ФАС.

Во-вторых, расчет себестоимости алюминиевой продукции в письме ООО «ВИКОМ» является приблизительным (без ссылок на источники). Вызывает вопрос и определение «нормальной прибыли» - 8 %. Если внутренние цены на алюминий фиксированы ФАС, то прибыль частной компании является результатом эффективного труда ее руководства по снижению себестоимости и реструктуризации активов.

В-третьих, положение РУСАЛ на внутреннем рынке является доминирующим, что действительно приводит к снижению конкурентоспособности продукции у потребителей алюминия. Нужно принимать в расчет и то, что РУСАЛ не является плательщиком налога на прибыль на территории Российской Федерации, поскольку и РУСАЛ, и Управляющая компания РУСАЛ Глобал Менеджмент зарегистрированы в оффшорных зонах и налог на прибыль у них практически равен нулю. Таким образом, обладая экономическими преимуществами ведения бизнеса, РУСАЛ имеет возможность дискриминировать положение российских потребителей алюминия.

В этой связи представляется необходимым предпринять ряд мер государственного регулирования. На наш взгляд, такими мерами могли бы стать лимитирование нормы прибыли в цене алюминиевой продукции или изменение механизма внутреннего ценообразования на алюминиевую продукцию. Применение этих мер одновременно носит взаимоисключающий характер.

Вместе с тем, использование ограничения нормы прибыли сверху имеет свои сложности из-за законодательно допустимой возможности завышения себестоимости (например, за счет корпоративных трансфертных цен и др.). Поэтому более эффективным может стать пересмотр механизма внутреннего ценообразования. Необходимо учесть, что котировки LME отражают конъюнктуру алюминиевого рынка и могут рассматриваться в качестве отправной точки для расчета внутренней цены. Вместе с тем в интересах российских товаропроизводителей и повышения конкурентоспособности их продукции можно было бы пересмотреть продуктовую премию в цене алюминия и допустимый темп ее роста. 

Изменения механизма внутреннего ценообразования на алюминий должны быть экономически обоснованными и доказанными с точки зрения бюджетной и социально-экономической эффективности, а инициатива должна исходить от ассоциаций товаропроизводителей, потребителей алюминиевой продукции в форме ходатайства в ФАС РФ.

Необходимо совершенствовать институты государственного и рыночного регулирования, способствующие росту конкурентоспособности российской продукции, предусмотреть ряд дополнительных стимулирующих мер - импортные квоты на продукцию, использующую алюминий в качестве сырья, стимулирование импортозамещения и др.

Конечно, хотелось бы (да и кажется вполне логичным) для внутрироссийских потребителей устанавливать цену исключительно на базисе ex works, не оплачивая логистику, но к чему это приведет? Возникнут тысячи посредников, скупающих металл и перепродающих его по демпинговым ценам тем же китайцам. Т. е. алюминий внутри страны станет дефицитом.

Решение (конечно, радикальное, оно же политическое), проверенное мировым опытом, действительно антимонопольное - отмена решения ФАС от 2007 г., либо принудительная демонополизация отрасли. Пусть конкурирующие алюминиевые компании борются за потребителя, снижают издержки, улучшают структуру активов вплоть до закрытия убыточных производств, внедряют новые технологии и т. д. Это известный набор рыночных условий успешного бизнеса.

Промежуточное решение зафиксировано в самом тексте «предписания» ФАС от 2007 г.: компании РУСАЛ поручено «в трехлетний срок проработать возможность осуществления торговли Продукцией через биржи, зарегистрированные в Российской Федерации». Срок заканчивается, но что-то не слышно реакции экономических субъектов на этот пункт «предписания». Может, дело в политической воле и экономической заинтересованности государственных структур?

Директор Института экономики УрО РАН, акад. РАН, д.э.н., проф. А.И. Татаркин

Зав. отделом, д.э.н., проф. О.А. Романова

Д.э.н., проф. А.В. Гребенкин

К.э.н., доц. В.В. Акбердина

* * *

... Малые и средние предприятия особенно остро чувствуют на себе ценовой монополизм. Но ведь и другие отрасли вынуждены повышать цены на свою продукцию из-за роста цен на алюминиевое сырье. Например, оборонные предприятия авиапрома просто транслируют эти цены в стоимость готовой продукции, расплачиваясь за это деньгами из госбюджета. В России - около 600 потребителей продукции РУСАЛа. Они обеспечивают заказами тысячи своих смежников. Все они могут выпускать продукцию и платить налоги. Или обанкротиться и оставить людей без работы. Государству для поддержки отечественного производителя совсем не обязательно делать прямые многомиллионные вливания. Требуется лишь умерить аппетиты искусственно выращенного монополиста.

Крупные холдинги уже научились лоббировать свои интересы. Очередь - за малым и средним бизнесом. Объединение против монополии усилий всех заинтересованных потребителей.

Редакция приглашает для участия в дискуссии представителей оборонных, машиностроительных предприятий и других потребителей алюминиевой продукции. Приглашение прокомментировать ситуацию направлено и в ОК «РУСАЛ». Ждём ответ. 

 

7 февраля 2010 года                                                             

 

* * *

Справка о компании "Виком"

1_Первый комплект дисков Виктор СТУПИН, нынешний директор ООО "Виком", а тогда заместитель главного инженера одного из авиационных предприятий Урала, отлил по заказу чемпиона СССР по шоссейно-кольцевым гонкам Стасиса Брундзы еще в 1984 году. Это были диски из магниевого сплава МЛ-12.

В уже далеком 1991 году, в день августовского путча, была получена первая серийная партия автомобильных дисков, изготовленных на итальянском оборудовании. С этого момента и идет отсчёт деятельности ООО «Виком» по выпуску литых автомобильных дисков для легковых автомобилей. За этот многолетний и многотрудный период был изучен опыт европейских производителей дисков и опыт производства и испытаний авиационных колес, найден оптимальный по химическому составу и механическим свойствам легкий сплав на основе алюминия и создано поточное крупносерийное производство автомобильных дисков для легковых автомобилей как отечественных, так и импортных.

Для качественного проведения контроля и испытаний на ООО «ВИКОМ» имеется все необходимое. На высоком уровне проводятся: спектральный анализ сплава каждой плавки; мехиспытания отдельно отлитых образцов-свидетелей; рентгено-телевизионный контроль; контроль газонасыщенности сплава; контроль дисбаланса и герметичности; контроль геометрии. Перед запуском в производство нового изделия оно проходит испытания на усталостную прочность, на изгиб с вращением и на энергию деформации боковой закраины. Только после этого производится аттестация изделия в аккредитованной Госстандартом лаборатории и выдается сертификат соответствия. Производство оснащено тигельными печами, в которых металл плавится в карборундовом тигле без контакта с газом, что позволяет иметь сплав, не насыщенный водородом. Жидкий металл в процессе производства не имеет контакта с железом, так как железо снижает относительное удлинение сплава, поэтому весь рабочий инструмент плавильщика и литейщика изготовлен из титана. Получение отливок происходит в литейных машинах итальянского производства методом активного литья, позволяющтм уменьшить субъективные факторы, влияющие на качество отливки. Мехобработка ведется на специализированных обрабатывающих центрах с ЧПУ, обеспечивающих высокую точность и производительность. HS покрытие осуществляется на конвейере, который оснащен тремя постами электростатического нанесения порошковых полимерных красок, грунта, металлика и лака. Контроль качества изделия проводится после каждой технологической операции.

В настоящее время Виком" производит диски 45 различных дизайнов под шины от 13 до 17 дюймов, что практически полностью отвечает потребностям рынка легковых автомобилей российского и иностранного производства.

 



Статьи

  • Актуально
  • Виктор Ступин
   
Ваше имя:  
Пароль:     
  запомнить меня
  Регистрация  Забыли пароль?
пирожок с икрой

Бизнес-навигатор

   Меткомплекс
   Наука и образование
   Органы власти
   Отраслевые союзы
   Смежные отрасли


Атомстрой комплекс
ЛитМаш
ЗаводЭкоТехнологий
 
Отраслевая наука 


«МЕТАЛЛОПРОДУКЦИЯ»

"MetalTorg.Ru Торговая система"

 
        ООО «УралИнфо»
   Телефон/факс: (343) 350 71 71
   г.Екатеринбург, ул.Мамина-Сибиряка, 58, офис 601        
            urm@urm.ru
Rambler's Top100 пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
«РЎСѓРјРјР° технологий» «Сумма технологий»
продвижение сайта