В начало Написать нам Карта сайта | RSS
Уральский рынок металлов


Предлагаем Вам разместить информацию в бегущую строку - 1000 рублей в месяц - за каждые 10 слов | Ежедневно посетители сайта смогут видеть информацию о Вашем предприятии. | Минимальные затраты - максимальный результат!!!
Новости Журнал О компании Статьи Аналитика Тендеры Рекламодателям Подписчикам Форумы Бизнес-навигатор Карта сайта Мероприятия Вопросы-ответы

Среди приоритетов ЕБРР на Урале - инвестиции в энергоэффективность, экологию и инфраструктуру

 

  Сердар Аннамухамедов

Уральское представительство Европейского банк реконструкции и развития (ЕБРР) действует уже более десяти лет, за это время банк инвестировал значительные средства в ряд крупных производственных проектов предприятий региона. 11 января 2010 года новым главой представительства банка в УрФО стал Сердар АННАМУХАМЕДОВ. Об особенностях работы ЕБРР в УрФО и России в целом в кризисном 2009 году и перспективах на нынешний год он рассказал директору ООО «УралИнфо» Ольге СТАРЦЕВОЙ.

Сердар Мелисович Аннамухамедов род. в Ашхабаде. В 1985 году закончил физико-математическую школу в академгородке Новосибирска, в 1993 закончил физико-математический факультет МГУ. Работал в частных фирмах, затем - в правительстве Туркменистана (министерство экономики). После обучения в университете г. Сиракузы (США) получил диплом мастера администрирования государственного сектора. Затем работал в сфере консалтинга. В структуре ЕБРР - с 2001 года, работал в офисах банка в Ашхабаде, Лондоне и Москве, прошел путь от аналитика до главы представительства банка в УрФО (с янв 2010 г).

 

 

- Сердар Мелисович, Вы возглавили уральский офис ЕБРиР в сложное, кризисное время, которое к тому же совпало с периодом смены элит в регионе: в конце 2009  новым губернатором Свердловской области стал Александр Мишарин, в феврале 2010 новым губернатором ХМАО-Югра назначена Наталья Комарова. Изменилась ли инвестиционная политика банка в регионе, каковы сегодня ее приоритеты и основные направления?

Инвестиционная политика банка в регионе, как и прежде, направлена на решение задач диверсификации экономики, повышения эффективности и конкурентоспособности, существующих производств, развитие частного предпринимательства, получение экологических стандартов, развитие инфраструктуры. Наиболее актуально для УрФО сегодня повышение энергоэффективности во всех сферах. Второе - получение экологических стандартов. Третье - развитие инфраструктуры и помощь в развитии ЖКХ.

В кризисных условиях увеличение объёмов производства неактуально, на первый план выходит задача снижения затрат при производстве единицы продукции, а для этого надо прежде всего повышать энергоэффективность производства.

Мы рассматриваем ряд инвестиционных проектов повышения энергоэффективности с промпредприятими региона, но в готовые проекты это ещё не вылилось. Среди успешных можно назвать проект, который ЕБРиР реализовал на комбинате «Северсталь» в 2007 году. Была разработана комплексная программа повышения энергоэффективности на общую сумму 700 млн евро, из них ЕБРиР предоставил 600 млн евро в виде долгосрочного синдицированного кредита. За счёт строительства газовой турбины генерация собственной электроэнергии на комбинате увеличилась с 45 до 75%, а её себестоимость снижена за счёт использования попутных газов.

В металлургическом комплексе много направлений, где инвестиции в энергосбережение дают очень быструю отдачу. В частности, производство кислорода, бойлерное и водяное хозяйство, градирни. Хороший эффект дают инвестиции в интегрированную систему управления энергоресурсами. Когда руководство предприятия имеет в руках такую систему, то оно имеет возможность ставить задачи перед своими менеджерами по экономии.

Преимущество ЕБРиР в том, что он может давать длинные кредиты. Обычный коммерческий банк финансирует проект, как правило, на срок до 3-4-х, максимум до 5 лет. ЕБРиР предоставил  компании «Северсталь» заём на 10 лет. Ставки на уровне рыночных.

- Расскажите о предварительных итогах работы банка ЕБРиР в России и на Урале в кризисном 2009 году. Какова доля России в общем инвестиционном портфеле банка? Какие задачи ставятся в качестве первоочередных на 2010 год?

Объемы инвестиций ЕБРиР в Россию растут. Если в 2008 году они составили 2 млрд евро, то в 2009-м - 2,5 млрд евро. Но растет и общий объем финансирования банком проектов во всех странах: с 5 млрд евро в 2008-м до 8 млрд евро в 2009-м. Доля России в этих общих объемах снизилась с 40 до 30%.  Мы работаем в 26 странах, в том числе странах бывшего СССР, в Восточной Европе, Турции.

В 2009 году  основной упор был сделан на антикризисное финансирование, поддержку перспективных предприятий. В кризисных условиях предприятия реального сектора столкнулись с тем, что местные банки перестали возобновлять их кредиты. И ЕБРиР сознательно пошёл на антикризисную поддержку перспективных предприятий, отошёл немного от своих правил - обычно мы кредитуем только инвестиционные проекты.

2009 год прошёл под девизом преодоления кризиса и антикризисной поддержки предприятий, которые соответствовали нашим критериям. Кризис нам помог в расширении портфеля инвестиций. Теперь глубокая фаза кризиса уже позади, и в 2010-й банк вновь возвращается к политике кредитования прежде всего инвестиционных проектов.

- Сейчас многие руководители промышленных предприятий получают кредиты под реализацию инвестпроектов (как правило, связанные) в зарубежных банках, в тех станах, где они закупают новое оборудование и технологии. Эти кредиты более дешёвые и длинные... Но не приведёт ли это в перспективе к финансовой зависимости, или даже потере бизнеса?

Я бы предостерёг от излишнего увлечения привлечённым внешним финансированием. Когда предприятие привлекает деньги из-за рубежа, оно берёт на себя риски изменения обменного курса валют. Если оно работает по преимущество на внутреннем рынке и реализует свою продукцию за рубли, то привлекать зарубежное долгосрочное финансирование - не всегда имеет смысл. Выигрыш на процентной ставке 5% при любом негативном движении валютного курса оборачивается потерей. Пример дефолта и девальвации 1998 года это наглядно показал. Наш анализ провалившихся проектов показывает, по крайней мере, две причины краха долгового финансирования. Первое - происходит несовмещение валюты продажи и валюты займа. Второе - срок займа не соответствует сроку инвестиций, когда долгосрочные инвестиции фондируют краткосрочными деньгами. Вот это две соломинки, которые могут сломать хребет любому верблюду.

Поиск дешевых валютных кредитов - опасная затея, нуждается в тщательных расчётах и анализе. Инвестиционный проект должен быть экономически выгоден для всех - банка, акционеров, работников, которые должны получать зарплату, и государства, которое хочет получить налоги. Если проект не обеспечивает возврат всем основным заинтересованным сторонам - значит, такой проект не нужен.

- Среди основных направлений кредитования инвестиций ЕБРиР Вы назвали экологическое. Расскажите о конкретных проектах.

Чисто экологических проектов у нас не так много. Другое дело, что все наши инвестиционные проекты с промышленными предприятиями мы рассматриваем через призму экологии. Основа - российский документ «Оценка воздействия на окружающую среду», кроме того, мы привлекаем независимых консультантов для обследования промпредприятий.

Главное, чтобы в результате реализации проекта негативное воздействие на окружающую среду не увеличивалось, а ещё лучше - уменьшалось. Банк не будет финансировать проект, который отрицательно воздействует на экологию. Например, проект нового электросталеплавильного комплекса. При всей самой современной технологии всё равно будут вредные выбросы, экологическая обстановка в целом ухудшится.

У нас было много проектов с крупными нефтяными компаниями, связанными с ликвидацией нефтяных разливов на нефтяных полях в 70-80-х годах. Мы давали корпоративные займы на сумму около 300 млн долларов на очистку территорий, где не происходит добыча.  Все наши займы - долгосрочные, минимум 5 лет, в среднем - 7-8 лет. Главное условие - они должны соответствовать обозначенной цели. Длинные деньги для нас - не проблема.

- Какой должна быть доля собственных средств предприятия в инвестиционном проекте?

ЕБРиР финансирует 35% от стоимости проекта и от долгосрочной капитализации компании. Примерно треть должен вложить сам спонсор проекта - в денежном выражении, либо в натуральном виде. Это должна быть существенная сумма для того, чтобы было видно, что спонсор идёт на проект осознанно, рискуя своими деньгами. Если этого нет - велик шанс невозвращёния кредита.

Еще одна треть финансирования закрывается за счёт местных банков, потому что в каждом проекте есть потребность в финансировании оборотного капитала. Либо привлекается синдицированный кредит. В этом случае банк сам выступает в качестве подписанта погашения на всю сумму, например, на 100 млн долларов. При этом из своих средств он выдаёт 35 млн, а 65 привлекает на международном рынке коммерческой синдикации. Иностранные банки участвуют, но не напрямую, а под зонтиком ЕБРиР.

Как только все условия выполнены со стороны клиента - ЕБРиР организует соответствующую выдачу денежных средств. Клиент видит в качестве своего основного юридического контрагента только ЕБРиР. Это особенность синдикации, которую проводит ЕБРиР. (Классическая синдикация  - это когда несколько банков собираются вместе и все на равных условиях подписывают соглашения с заёмщиком)

- В конце 2008 года, в самом начале кризиса, ЕБРиР предоставил инвестиционный кредит компании ВЫСО из г. Ревда (Свердловская обл.).

Инвест-проект с компанией ВЫСО интересный и можно сказать - классически взаимовыгодный. Мы ищем такие устойчивые перспективные компании среднего размера. Среди интересных инвестиционных проектов, которые ЕБРиР реализовывал в УрФО можно назвать также проекты с Группой Синара (компанией «СИНАРА-Траспортные машины» на УЗЖМ), с Группой ЧТПЗ (...).

В качестве примера успешного инвестиционного проекта можно также назвать парфюмерный концерн «Калина» (Екатеринбург). Десять лет назад это была совсем маленькая по оборотам компания местного уровня. Благодаря реализации инвестиционного проекта ЕБРиР они выросли на наших глазах, стали промышленной компанией с хорошими процедурами по корпоративному управлению, прозрачности. Тот путь, который прошла Калина - то, к чему мы стремимся. В прошлом году мы подписали с ними ещё два соглашения. В работе с любой частной компанией мы хотим, чтобы они двигались в сторону открытости, в сторону прозрачности, чтобы у них расширялась база их инвесторов и они становились публичными. Развитие публичных компаний способствует развитию рынков капитала.

-Какова текущая наполняемость продуктового портфеля банка по секторам экономики? Уже названные темы энергоэффективности, экологии и ЖКХ могут войти в любой проект?

Банк очень активно работает в сфере ЖКХ в УрФО, особенно в ХМАО. За последние 10 лет в ХМАО банк подписал 8 проектов. В их числе проекты в Сургуте и Нефтеюганске по водоснабжению и канализации. Специалисты банка работают с муниципальными образованиями (МО), которые предоставляют ЖКХ-услуги и совместно с ними разрабатывают программу, которая увеличивает прозрачность денежных потоков. А это нужно потребителю и контролирующему органу, тому же МО, которое в режиме реального времени сможет отслеживать, как формируются тарифы.

Мы стараемся работать с теми компаниями, которые предоставляют услуги. Муниципалитет выступает в роли гаранта. Возвратность наших средств зависит от тарифов, которые регулируются муниципалитетом. Гарантию за все годы мы ни разу не задействовали, хоть она и присутствует в каждом проекте, это достигается огромной подготовительной работой. В среднем проект занимает около двух лет - от идеи до подписания, много времени занимают тендерные процедуры. Это общественные деньги и банк уделяет процессу отбора и контроля очень большое значение. Мы привлекаем и консультантов, и технические фонды, фонд технического содействия.

- Таким образом муниципалитет освобождается от затрат на добротный хороший технический аудит, который проводит ЕБРиР. И Вы даёте экспертное техническое и финансовое заключение? И как выглядит схема - в России сотни муниципальных образований, на Урале много проблем в сфере ЖКХ. Каким отдаёте приоритет?

Действительно, мы проводим аудит, выдаем заключения, и техническое, и финансовое. Банк, конечно же, не может работать с сотнями муниципалитетов, поэтому сначала встречаемся с первым лицом области. Стараемся найти понимание. Наш специалист на встрече объясняет выгоды и проблемы перехода на новые принципы  финансирования ЖКХ, потому что это непросто. Частные компании стонут. Обследование может занимать и год. А после подписания кредитного соглашения и до выдачи кредитных ресурсов ещё год.

В сфере ЖКХ, что уж греха таить, не любят независимых глаз. Наш банк суёт нос везде, разрабатывает свои процедуры, и многие чиновники поэтому нервничают. Но финансирование ЖКХ надо менять.  Когда муниципалитет такое решение принимает для себя - тогда мы можем работать с ним.

Когда часть инфраструктуры передаётся частной фирме, она берёт на себя обязательства  поддерживать определённый уровень. Частный бизнес делает это лучше - не только снижает нагрузку на бюджет, но и увеличивает качество предоставляемых услуг. Наработанные  в Восточной Европе схемы мы стараемся применить с учетом специфики российских регионов, в первую очередь в ХМАО. Там нас уже традиционно знают и слушают.

Реализуем проекты не только в ЖКХ, но и в сфере дорожного строительства. В частности, концессионное строительство объездной дороги в районе Сургута. Основа возврата кредита - взимание платы за проезд.  Округ берет на себя гарантию загруженности дороги.

- Сейчас появляются схемы привлечения в регион федеральных денег по таким программам как поддержка моногородов, дизелестроение, станкостроение, поддержка науки. Какая может быть связь между привлечением федеральных денег и партнёрства с ЕБРиР, например, при создании особых экономических зон (ОЭЗ) ?

Банк финансирует не проект сам по себе, а компанию, юридическое лицо, которая этот проект продвигает, на которую ложится возврат средств. В частности, банк не может финансировать ОЭЗ, это задача властей - обеспечить законодательную базу, выбрать территорию, подвести коммуникации... Если какая-то компания заходит в эту ОЭЗ и удовлетворена теми условиями, которые предлагает местное региональное правительство - банк может финансировать конкретный проект.

Мы не госбюджет, из которого можно брать большие суммы. Наших денег не так много - если посмотреть в сравнении с общими масштабами инвестиций в России.  Наша основная задача сейчас - поиск частных компаний, достойных финансирования. Эта компания должна быть открытой, с соответствующей отчётностью - или желанием перейти к такой отчётности. На наш взгляд, если компания хочет расти и увеличивать круг инвесторов - она должна прежде всего обеспечить прозрачность. Это залог долгосрочного успеха.

 



Статьи

  • Актуально
  • Сердар Аннамухамедов
   
Ваше имя:  
Пароль:     
  запомнить меня
  Регистрация  Забыли пароль?
пирожок с икрой

Бизнес-навигатор

   Меткомплекс
   Наука и образование
   Органы власти
   Отраслевые союзы
   Смежные отрасли


Атомстрой комплекс
ЛитМаш
ЗаводЭкоТехнологий
 
Отраслевая наука 


«МЕТАЛЛОПРОДУКЦИЯ»

"MetalTorg.Ru Торговая система"

 
        ООО «УралИнфо»
   Телефон/факс: (343) 350 71 71
   г.Екатеринбург, ул.Мамина-Сибиряка, 58, офис 601        
            urm@urm.ru
Rambler's Top100 пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
«РЎСѓРјРјР° технологий» «Сумма технологий»
продвижение сайта