В начало Написать нам Карта сайта | RSS
Уральский рынок металлов


Предлагаем Вам разместить информацию в бегущую строку - 1000 рублей в месяц - за каждые 10 слов | Ежедневно посетители сайта смогут видеть информацию о Вашем предприятии. | Минимальные затраты - максимальный результат!!!
Новости Журнал О компании Статьи Аналитика Тендеры Рекламодателям Подписчикам Форумы Бизнес-навигатор Карта сайта Мероприятия Вопросы-ответы

Сварка на Севере " проблемные точки

 
Интервью Ольги Иоффе 

- В чем особенности сварочных работ в условиях низких температур?

- Валентин Шумяков: Основной показатель для металла - его пластические свойства: ударная вязкость или работа разрушения. Металл должен обладать определенным запасом пластичности, то есть противостоять возможности хрупких разрушений. Как раз со снижением пластических свойств при образовании закалочных структур в металле сварного соединения и в результате наводороживания металла шва связаны основные проблемы сварки. Это характерно для низколегированных и особенно - для легированных сталей. Весь процесс и термический цикл сварки должны быть построены таким образом, чтобы предотвратить или, по крайней мере, смягчить эти явления. Это означает, что самое большое внимание необходимо уделять подготовке металла к сварке, удалению всего, что содержит водород: ржавчины, грязи, масла и т.д.

Вторая особенность процесса, связанная с материалом, - перед использованием эти материалы проходят операцию сушки или прокалки, чтобы удалить лишнюю влагу, так как водород в составе влаги способствует охрупчиванию металла.

Во многих случаях может потребоваться (в зависимости от марки стали) и предварительный подогрев, потому что на свойства сварного соединения большое влияние оказывает скорость охлаждения металла, как в процессе сварки, так и после нее. Температура подогрева, режимы сварки рассчитываются по специальным компьютерным программам. Основной параметр - скорость охлаждения в определенном интервале температур. Кстати, холодные трещины могут образовываться не только после сварки при низких температурах, но и при обычных температурах. Для их предотвращения применяют замедленное охлаждение (укутывают асбестовым полотном, засыпают песком и т.д.), даже в отдельных случаях может потребоваться термическая обработка в виде отпуска (для снятия сварочных напряжений).

Михаил Шалимов: Все материалы, которые используются в сварочном процессе на Севере, проходят испытания, обязательно - на ударный изгиб при отрицательных температурах. К сожалению, большая часть труб, сварочных материалов - импортная.

- Почему? Наши предприятия не выпускают нужную продукцию?

М.Ш.: В принципе и у нас есть предприятия, которые выпускают трубы соответствующего сортамента и электроды. Продукция хорошего качества, прошедшая аттестацию. Однако заводы не всегда имеют возможность осуществлять прямые поставки, а посредники часто продают контрафакт. Особенно это касается малых объемов закупки, когда на условиях тендера выбирают более дешевую продукцию. Справедливости ради надо отметить, что эта ситуация постепенно сходит на нет.

- Как проверить пригодность материала и качество сварного шва?

В.Ш.: В наиболее ответственных случаях (магистральные трубопроводы, мосты и т.д.) проводят приемочные испытания материалов, проверяя образцы сварных соединений с так называемым «острым надрезом» на величину работы разрушения при температурах -20, -40 или -60°С.

Первый контроль шва - визуально-измерительный. Если нет видимых дефектов, для ответственных случаев применяются различные виды неразрушающего контроля: просвечивание рентгеновскими лучами или изотопами. В условиях Севера, как правило, используются портативные ультразвуковые дефектоскопы, которые позволяют выявить дефекты типа несплошности, прежде всего трещины, в том числе микроскопические в корне шва. Такие дефекты под действием знакопеременных напряжений могут активно развиваться. Конечно, какие-то дефекты можно устранить последующей обработкой (удалением и повторной сваркой), однако в любом случае лучше их предотвращать. Главное при этом - контроль всех этапов сварочных работ: подготовка металла, сварочные материалы, допуск сварщиков, режимы сварки. При ручной сварке очень силен человеческий фактор - многое зависит от квалификации сварщика, мастера, дефектоскописта. В нашей стране действует достаточно эффективная система обучения и аттестации этих специалистов. В системе Национального агентства контроля и сварки (НАКС) созданы аттестационные центры, наделенные полномочиями Ростехнадзора. Обучением сварщиков могут заниматься и другие аккредитованные организации, но аттестацией - только входящие в структуру НАКС.

М.Ш.: Поскольку газо- и нефтепроводы подпадают под понятие опасных объектов, а это в основном «ведомство» «Газпрома» и крупных нефтяных компаний, в этих структурах и созданы аттестационные центры, которые занимаются сертификацией сварщиков, оценкой их квалификации. Здесь же проводится первичная подготовка и переподготовка, обусловленная появлением новых нормативных документов и новых требований, связанных в том числе и с проведением работ при отрицательных температурах. На наш взгляд, созданная в свое время система контроля хорошо отлажена, достаточно прозрачна, действует как для наших, так и для приглашенных из-за рубежа специалистов. Более того, сварщики проходят, по сути, ежедневный контроль: сваривают опытный образец, по результатам получают допуск «на трубу». Все это позволяет снизить влияние «человеческого фактора» на качество работ.

- Это дает определенные гарантии?

В.Ш.: Если материалы, в том числе и электроды, проверены на соответствие требованиям нормативов, если соблюдена технология сварочных работ, проведен визуальный и в необходимых случаях неразрушающий контроль, который не выявил дефектов, то это достаточно надежно. Иногда через определенное время для подтверждения ресурса работы проводятся дополнительные проверки. Дефекты могут возникнуть не только из-за низкого качества сварки, но и в результате нарушения режимов эксплуатации, «усталости» металла.

- Что такое - качественный сварной шов?

В.Ш.: Это шов без непроваров, трещин, без грубых наплывов, брызг, даже мелких, с плавными переходами от металла шва к основному металлу, поскольку острые углы и брызги выступают концентраторами напряжений, снижают ресурс работы изделий. Именно в этих местах чаще всего возникают трещины. Во многом это зависит от квалификации сварщика, материала, режима сварки. Автоматическая сварка, при которой значительно снижается влияние субъективного, человеческого, фактора дает большие гарантии качества. Конечно, при правильно подобранных режимах и материалах.

М.Ш.: К сожалению, за время перестройки произошла серьезная структурная деформация в производстве металлоконструкций с применением определенных способов сварки. Если в середине 80-х ручная дуговая сварка начала уступать передовые позиции механизированной, автоматизированной сварке, то к началу 2000 г. у нас ручным способом производилось около 80% конструкций. То есть мы вернулись примерно к началу 50-х годов. Сейчас крупные компании, поняв всю опасность этого положения, начали пересматривать свою техническую политику в сторону применения более прогрессивных автоматизированных систем, занялись разработкой и внедрением новых технологий автоматизированной сварки. Но это более дорогие способы, требующие крупных вложений в технологию и оборудование, причем отдача будет далеко не сразу, да и выгоду от «неслучившихся аварий» посчитать очень сложно. Разрывы трубопроводов приводят к очень тяжелым экологическим последствиям. И многие предприятия, особенно те, которые работают с зарубежными партнерами, на такие расходы идут. В настоящее время есть даже отдельные виды работ, которые разрешено проводить только автоматическими способами, с тем чтобы убрать человеческий фактор. Такая тенденция в мировой сварке уже давно укоренилась, для автоматизированной сварки выпускается соответствующее оборудование, разрабатывается аппаратура. Это относится не только к низким температурам, но вообще к процессу создания металлоконструкций с применением сварки.

- Кто сегодня «законодатель мод» в разработке сварочных технологий в России?

М.Ш.: В России потеряны многие отраслевые институты, занимавшиеся этими проблемами в разных отраслях, и крупные предприятия по производству оборудования. Сегодня наиболее активно работают, пожалуй, только ВНИИГаз и ВНИИСТ по тематике, касающейся строительства магистральных газопроводов. Но надо сказать, что в этих вопросах Запад ушел далеко вперед. Там сложилась достаточно четкая специализация. Например, элементную базу источников питания для сварочного оборудования разрабатывают и выпускают итальянские предприятия, и пользуются ими все страны. Догонять и разрабатывать, к примеру, собственную элементную базу, уже нет смысла. Надо разрабатывать что-то принципиально новое, отличающееся от того, что сегодня существует на Западе. А в настоящее время нет даже перспективного плана, в каком направлении двигаться. Нужна государственная программа развития сварочной отрасли и крупный Научно-исследовательский Центр, каким был раньше Институт электросваркии имени Патона. Такой Центр обязательно нужно создавать, но вопрос - на какой базе. Формально у нас существует Институт сварки России, в Санкт-Петербурге, однако никакой реальной отдачи от его деятельности пока нет. Профильные институты в Москве все еще борются за выживание, и перспективы неясны. И конечно, должна быть определенная государственная поддержка, потому что требуются фундаментальные исследования, без них не выйти на прикладные технические решения. По большому счету фундаментальная наука хотя бы на 50% должна финансироваться государством, поскольку она не дает быстрой отдачи. Думаю, что мы к этому придем, но важно, чтобы это было не очень поздно.



Статьи

  • Актуально
  • Валентин Шумяков и Михаил Шалимов
   
Ваше имя:  
Пароль:     
  запомнить меня
  Регистрация  Забыли пароль?
пирожок с икрой

Бизнес-навигатор

   Меткомплекс
   Наука и образование
   Органы власти
   Отраслевые союзы
   Смежные отрасли


Атомстрой комплекс
ЛитМаш
ЗаводЭкоТехнологий
 
Отраслевая наука 


«МЕТАЛЛОПРОДУКЦИЯ»

"MetalTorg.Ru Торговая система"

 
        ООО «УралИнфо»
   Телефон/факс: (343) 350 71 71
   г.Екатеринбург, ул.Мамина-Сибиряка, 58, офис 601        
            urm@urm.ru
Rambler's Top100 пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
«РЎСѓРјРјР° технологий» «Сумма технологий»
продвижение сайта