В начало Написать нам Карта сайта | RSS
Уральский рынок металлов


Предлагаем Вам разместить информацию в бегущую строку - 1000 рублей в месяц - за каждые 10 слов | Ежедневно посетители сайта смогут видеть информацию о Вашем предприятии. | Минимальные затраты - максимальный результат!!!
Новости Журнал О компании Статьи Аналитика Тендеры Рекламодателям Подписчикам Форумы Бизнес-навигатор Карта сайта Мероприятия Вопросы-ответы

Парад литейных достижений в Дюссельдорфе

 

Интервью Валерия Борисова 

METEC­2007
Германия, Дюссельдорф, 12.06­16.06.2007
7 Международная Специализированная Выставка ­ технологии в металлургическом производстве.
Индустриальные сектора выставки: металлообработка, сварка, металлургия, литье.
Периодичность выставки: 1 раз в 4 года.
Дополнительно: В рамках выставки проходит Международный Технологический Конгресс. Параллельно открыты еще три крупнейших специализированных выставки:  THERMPROCESS 2007 (плавильно­термическое оборудование), GIFA 2007 (литейное производство), NEWCAST 2007 (продукция литейного производства).


- Владимир Михайлович, вы регулярно посещаете специализированные выставки, конференции и форумы Западной Европы. Как охарактеризуете выставку в Дюссельдорфе?

- Выставку METEC-2007 я бы назвал парадом новых технологий, прежде всего, в таких отраслях, как черная и цветная металлургия, огнеупоры. В этом году были широко представлены новейшие технологии и производители оборудования из Западной Европы, а также Китая, Индии и Турции. Россию представляли отдельные крупные производители: завод «Сиблитмаш» (Новосибирск), комбинат «Магнезит» (Сатка, Челябинская обл.), заводы алюминиевого литья. Порадовало, что среди посетителей выставки было много россиян, в основном из Центра, Урала, Поволжья. Похоже, что отечественные производители всерьез задумались о замене оборудования и модернизации.

- Что больше всего запомнилось на выставке?

- Поразил масштаб выставки: много экспонатов в натуральную величину, действующих моделей. Компании-производители справедливо полагают, что, увидев оборудование воочию, посетитель быстрее захочет его купить.
Выставка большая, но не утомительная. Очень высокий уровень организации. Общий фон - легкая ненавязчивая музыка, которую перемежают деловые объявления. Никто не бьет в барабаны, чтобы привлечь внимание к своему стенду, как на выставке «Металлэкспо» в Москве. Это мешает переговорам и создает нерабочую атмосферу. Удобно общаться, уединившись в специально оборудованные переговорные зоны.
Повсеместно обустроены зоны отдыха: шезлонги, массажные кресла под зеленью. Если устал - отдохни. Люди друг с другом общаются в основном под пиво - это Германия. Также в ходу соки, вода, чай, кофе - крепких напитков не увидите.
Впечатлил уровень роботизации и автоматизации литейных процессов. Они традиционно связаны с большим количеством переделов и высокой трудоемкостью, что прямо отражается на себестоимости литья. После прокатки на современном стане цена меди вырастает на 0-400 за тонну. Добавленная стоимость тонны медного литья - -4
тысячи, то есть вдесятеро выше. При роботизации число переделов не снижается - уменьшается человеческое участие. Автомат изготавливает форму, заливает в нее металл и передает готовую отливку на механообработку, которую также выполняет автомат. Конечный продукт техпроцесса - деталь, готовая для сборки.

- И все эти процессы на выставке демонстрировались?

- Печи были представлены в натуральную величину, но они не работали, иначе это была бы не выставка, а металлургическое производство. Но передача деталей от автомата к автомату на многих стендах демонстрировалась вполне наглядно.
Современные методы получения точного литья позволяют снизить уровень отходов на металлообработку с прежних 30-40% до 3-4%. То есть в стружку уходит вдесятеро меньше металла, литую деталь сегодня почти не надо обтачивать - нет отходов. Современные технологии максимально снижают затраты на литейное производство через автоматизацию и роботизацию техпроцесса. Себестоимость литья в итоге сравнима с себестоимостью деталей, полученных прокаткой или экструзией. Другими словами, усиливается конкуренция между технологиями изготовления деталей.
Кроме того, много выставлялось формовочного оборудования и огнеупорных технологий, широко были представлены присадки, химпродукция, которая улучшает качество форм и готовых деталей. В России на это обращают мало внимания, а они на качестве готовой продукции отражаются весьма заметно.
Поставляя в Россию свое литейное оборудование, западные компании ориентируются на западные же огнеупоры, поскольку не знают возможностей их производителей в России. В результате российские литейщики теряют свои конкурентные преимущества. Одно дело -
привезти огнеупоры Radek из Австрии в соседнюю Италию. И совсем другое -
те же огнеупоры доставить на Урал или в Сибирь. Транспортные расходы удорожают готовое литье.
Качество российских огнеупоров для алюминиевых печей - это притча во языцех уже сегодня. А завтра печи будут больше применять автоматизацию, различные способы перемешивания металла.
Успех российских огнеупорщиков зависит от того, какую новую продукцию они смогут предложить завтра на рынке... Западнику же проще: он гарантирует надежную работу своего оборудования только с огнеупорами европейского производства. А если клиент использует местные огнеупоры - то пусть сам и ремонтирует. Поэтому российским производителям комплектующих надо вступать в контакт с западным поставщиком оборудования на предмет комплектации огнеупорами здесь, в России.

- Надо полагать, после модернизации своих основных активов российские литейщики смогут резко улучшить качество своей продукции и выйти с ней на мировой рынок?

- На экспорт литой продукции из России в Западную Европу лучше не рассчитывать. Этот рынок уже занят производителями из Китая. И нам с их продукцией пока не тягаться - прежде всего, по цене и качеству. Зарплата в Китае ниже, чем в России, а именно зарплата до сих пор составляет значительную долю в себестоимости литой продукции. Качество китайского литья выше российского, поскольку Китай модернизировал или построил с нуля свои заводы за последние 10 лет. Российское литейное оборудование не обновлялось лет 20.
Китайцы ходили по выставке толпами и фотографировали больше, чем разговаривали. Уж если китаец приехал на выставку в Западную Европу (а это не дешевое удовольствие для его компании), то он фотографирует буквально каждый сантиметр нового оборудования и в разных ракурсах. Можно сказать, что его боевое оружие сегодня - это высококачественная фотокамера. Более того - нередко камера, встроенная в мобильный телефон, что позволяет тут же передавать изображение в родную компанию. Вот такой подход, который не худо бы перенять и россиянам.
Мое мнение: если завод-производитель нацелен на модернизацию, то на выставку он должен посылать делегацию из 3-4 ведущих специалистов, первых лиц. На такой выставке можно за неделю почерпнуть больше, чем за два года обычных командировок. Особенно в плане новых контактов и общения. Но надо быть готовым, что западники не собираются учить неофитов чему-то новому. И это понятно - они заинтересованы, прежде всего, в увеличении объемов продаж своего готового оборудования.

- В составе вашей компании есть литейный участок. Планируется ли его модернизация? И если да, то какое оборудование вы выбрали?

- В составе «Металл-Комплекта» - небольшой экспериментальный участок мощностью 30-40 тонн литья в месяц. По мировым меркам это мастерская. Модернизация предстоит, какое именно оборудование купим - еще не решили. В любом случае оно даст рост производительности в разы. Иначе нет смысла его покупать.
Пока отечественный рынок литейных деталей весьма узок, объемы выпуска машиностроительной продукции невелики, больших заказов на литье заводы не делают. Поэтому ни о каких роботах пока речи нет.

- В Китае идет активная модернизация литейного оборудования, нацеленная на производство деталей для машиностроения. Насколько серьезна угроза экспансии китайского литья в Россию?

- Россия - ближайший для Китая большой рынок сбыта литья. Это будут недорогие детали вполне приличного качества - лучше, чем у российских производителей. Импорт конкуренто-способного литья со временем может превратить российское машиностроение в чисто сборочное.
Китаец - ушлый парень: сегодня он организует у себя производство запчастей, завтра собирает из них готовые машины, тракторы, комбайны, наполняет свой рынок и начинает экспансию на рынок сопредельных стран. В частности в Россию. И это мы уже можем наблюдать на примере такой отрасли, как автомобилестроение. Внедорожники Great Wall (Великая Стена) уже бегают по улицам российских городов. А еще вчера выражение «китайский автомобиль» вызывало у нас улыбку.
Другими словами, угроза потери отечественного рынка литья для машиностроения вполне реальна. Этот рынок надо поднимать. Российские литейщики просто обязаны стать поставщиками литых деталей, прежде всего - для автомобилестроения, включиться в технологическую цепочку поставок деталей на конвейер. Иначе за них это сделают китайцы.

- Но каким образом это сделать? Оборудование российских заводов изношено и не обеспечивает необходимого качества, технологии устарели, денег на модернизацию нет...

- Больше всего мешает отсутствие серьезной государственной программы поддержки отрасли, в рамках которой частный инвестор работает нормально, потому что у него есть госзаказ. Чтобы загрузить производство, литейщик должен найти партнеров, потребителей своих литых деталей. И он должен быть уверен, что машиностроение будет развиваться и заказы на литье будут расти -
чтобы было под кого модернизировать свое оборудование. А найти кредитные ресурсы для модернизации - сегодня это уже не проблема.
Государственная программа поддержки российских литейщиков должна быть направлена на то, чтобы лет через пять отечественные производители литья встали на ноги, модернизировали производство и могли конкурировать с мировым литьем хотя бы на внутреннем рынке. Когда мы способны будем делать литье мирового качества, то сможем из него собирать мирового уровня продукцию.
Сегодня подобная программа поддержки фактически реализуется на автомобильном рынке. Государство дает преференции автосборочным СП в России и выставляет барьеры в виде таможенных пошлин на ввозимые иномарки. Государство защищает свой рынок. При этом все конкретно: льготы только в том случае, если СП повышает локализацию и автомобили все больше собирает из деталей, производимых в России. Это общемировая практика. Российское автомобилестроение таким образом повышает свой уровень. Пусть технологии западные, но металл и труд - российские, и, соответственно, налоги остаются у нас в стране.
Российские автомобильные концерны стремятся скупить своих поставщиков по технологической цепочке. В Японии - принципиально другой подход. Компания Toyota не владеет своими поставщиками, это вполне самостоятельные фирмы, которые гибко реагируют на все запросы Toyota и удовлетворяют их.
Сегодня Toyota и другие западные автогиганты открывают свои сборочные площадки в России. Возникает вопрос: кто станет для нее поставщиком литых деталей, качественных и точно в срок? Если она не найдет достойных поставщиков в России, то будет пользоваться импортными деталями. Российским литейщикам надо как можно скорее модернизировать свое оборудование, чтобы стать поставщиком деталей для растущего бурными темпами автопрома, а затем и других отраслей машиностроения.

...Выставок предстоит еще немало, и особенный интерес для россиян представляют выставочные форумы Западной Европы. Высок потенциал технологических выставок, которые будут проходить в Китае. На этих выставках западные компании покажут оборудование и технологии, адаптированные для Поднебесной, - более простые, менее дорогие и навороченные. То есть как раз то, что нужно российским производителям.

 

 



Статьи

  • Актуально
  • Владимир Пархомчук
   
Ваше имя:  
Пароль:     
  запомнить меня
  Регистрация  Забыли пароль?
пирожок с икрой

Бизнес-навигатор

   Меткомплекс
   Наука и образование
   Органы власти
   Отраслевые союзы
   Смежные отрасли


Атомстрой комплекс
ЛитМаш
ЗаводЭкоТехнологий
 
Отраслевая наука 


«МЕТАЛЛОПРОДУКЦИЯ»

"MetalTorg.Ru Торговая система"

 
        ООО «УралИнфо»
   Телефон/факс: (343) 350 71 71
   г.Екатеринбург, ул.Мамина-Сибиряка, 58, офис 601        
            urm@urm.ru
Rambler's Top100 пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
«РЎСѓРјРјР° технологий» «Сумма технологий»
продвижение сайта