В начало Написать нам Карта сайта | RSS
Уральский рынок металлов


Предлагаем Вам разместить информацию в бегущую строку - 1000 рублей в месяц - за каждые 10 слов | Ежедневно посетители сайта смогут видеть информацию о Вашем предприятии. | Минимальные затраты - максимальный результат!!!
Новости Журнал О компании Статьи Аналитика Тендеры Рекламодателям Подписчикам Форумы Бизнес-навигатор Карта сайта Мероприятия Вопросы-ответы

Николай Тихонов: Линия жизни

 

- Николай Тихонович, отмечая юбилейную дату, принято подводить итоги, делиться опытом. Расскажите о себе.

- Большую часть жизни (34 года) я был тесно связан с Верхне-Салдинским металлургическим производственным объединением (ВСМПО), там сформировался как специалист и руководитель. Прошел все ступени - от ученика слесаря до директора по развитию сырьевой базы. Это была хорошая школа - и производственная, и (в начале 90-х) антикризисного управления. Применение этого опыта на КУМЗе в конце 90-х позволило за четыре года вытащить завод из долговой ямы, в 11 раз увеличив объемы производства.

- Насколько сложно вам было осваиваться на КУМЗе в качестве первого руководителя?

- Технологически предприятия схожи, оба специализировались на выпуске спецсплавов. ВСМПО в основном - титановых сплавов, КУМЗ - алюминиевых и магниевых. При советской власти оба входили в восьмой главк Минавиапрома СССР. Предприятия дополняли друг друга в части поставок высокотехнологичной продукции для авиакосмоса, оборонного комплекса, судостроения, энергетики.

Оборонный заказ для каждого из этих предприятий был определяющим: до 80-90% от общих объемов. И когда он резко упал, произошло сокращение объемов производства по отдельным позициям в 12-30 раз. Вымывание оборотных средств, отсутствие финансов для развития, падение реальной зарплаты и сокращение кадров - все это поставило многие заводы в тяжелейшие условия.

Выкарабкивался из кризиса каждый завод по-своему. Благодаря энергии и предприимчивости гендиректора Владислава Валентиновича Тетюхина ВСМПО раньше других смог улучшить свое экономическое положение. Была сделана ставка на сертификацию продукции завода в соответствии с мировыми стандартами и налаживание системы сбыта продукции уральского завода на мировом рынке. Дело в том, что при советской власти титановая продукция ВСМПО попадала за рубеж лишь по квотам, для стран социалистического содружества. И хотя ВСМПО был (и остается) крупнейшим мировым производителем продукции из титановых сплавов, за пределами СССР его практически не знали.

Качество продукции ВСМПО всегда было на высоте. Сертификация, укрепление технологической дисциплины и зарубежные поставки сделали свое дело - положение начало выправляться.

Поэтому, когда я в 1997 году пришел в качестве гендиректора на Каменск-Уральский металлургический завод (КУМЗ), то постарался использовать эти же подходы. Как и ВСМПО, КУМЗ научился работать по зарубежным стандартам, прошел сертификацию по стандартам TUV, укрепил технологическую дисциплину и, прежде всего, дисциплину поставок. Уже через два года соотношение внутренних и внешних заказов на КУМЗе было 50 на 50. Все это позволило поднять конкурентоспособность продукции и укрепить заводскую экономику.

- Связи со своими бывшими заводами вы не теряете?

Досье
Николай Тихонов

Николай Тихонович Тихонов родился 11 мая 1947 г. в д. Никитино Верхнее-Салдинского района Свердловской области. В 1976 г. окончил Уральский политехнический институт по специальности инженер-механик. В 1963 г. поступил учеником слесаря на Верхнесалдинский металлообрабатывающий завод им. В.И. Ленина (позднее ВСМПО), в 1990-1997 гг. - директор по производству ТНП, директор по гособеспечению и развитию сырьевой базы титанового производства ВСМПО. В 1997-2001 гг. - генеральный директор ОАО «КУМЗ». С 2001 г. - первый заместитель министра металлургии, в дальнейшем - Министерства промышленности, энергетики и науки Свердловской области.

В 2006 году присвоено почетное звание «Заслуженный металлург».

- Ни в коем случае - их не так много было в моей судьбе. В министерском кресле я лишь последние шесть лет. С большим интересом наблюдаю за эволюцией развития ВСМПО. Сегодня ВСМПО выпускает не просто слитки и прокат, но уже ведет механообработку частей авиалайнеров, в частности шасси для лайнеров Boeing. Такую продукцию можно продать гораздо дороже, повышается коэффициент использования металла. Внедрение замкнутого металлургического цикла дает огромные дивиденды и рыночные преимущества. Высокая степень готовности продукции повышает конкурентоспособность, предприятие меньше подвержено конъюнктурным колебаниям на рынке. ВСМПО сейчас становится частью государственного концерна Рособоронэкспорт, которому принадлежит около половины акций предприятия, контрольный пакет.

- Не жалеете о смене деятельности? Какие директорские качества вам больше всего пригодились в вашей новой ипостаси?

- Наверное, мне всегда будет не хватать дыхания живого производства, где все конкретно и результат можно пощупать руками. Но, с другой стороны, в министерстве шире кругозор, масштабы планирования и ответственности. Выше уровень - уже не одно предприятие, а вся Свердловская область. На уровне одного завода, даже самого продвинутого, такого опыта не получишь.

Важнейшее из директорских качеств - умение общаться с людьми. В свое время на ВСМПО я работал и начальником цеха, и секретарем парткома завода. Это очень хорошая школа, которая учит не только отстаивать свою позицию, но и находить общий язык с людьми.

Производство закаляет человека. Учит держать удар. Сегодня для меня неудача может быть лишь временной. В этом случае беру тайм-аут, анализирую ситуацию, делаю выводы - и нахожу решение проблемы. И снова в бой.

Производство приучает к железной дисциплине. Заводская привычка осталась - прихожу в министерство в 7.45. Хотя официально - рабочий день начинается с 9.00. И этот час оказывается самым плодотворным: есть возможность распланировать день, сосредоточиться, наметить основные задачи и пути их решения.

Мой производственный опыт помогает в министерской работе - разговаривать с руководителями предприятий на одном языке. Я их понимаю, что называется, с полуслова. И они это ценят - в работе не возникает ненужных трений или разногласий, есть взаимопонимание.

Собственно, переходил-то я в областное Министерство металлургии. Эта отрасль - локомотив Среднего Урала. Она стала тем звеном, взявшись за которое руководство области смогло вытащить из кризиса цепочку всей промышленности региона. Затем оно вошло составной частью в областное Министерство промышленности.

Я по-прежнему курирую металлургию, горнодобывающую отрасль, кроме того, в моем ведении общая аналитика, контролинг, выставочная деятельность, кооперация с регионами и странами СНГ, работа с малыми и средними предприятиями.

- За последние несколько лет промышленность Среднего Урала достигла впечатляющих успехов. Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития региона. Что тормозит его развитие?

- Металлургический комплекс в физических объемах обеспечивает 54% промышленного производства области и около 80% всех налоговых поступлений в бюджет. Сегодня большинство предприятий черной и цветной металлургии объединены в холдинги. Идет модернизация старых мощностей и строительство новых. По выпуску многих видов продукции давно перекрыт уровень советских времен. Модернизируют производства и осваивают выпуск высокотехнологичной продукции предприятия УГМК-холдинга, алюминиевые заводы. В частности, в конце 2007 года вступит в строй завод по выпуску плит для авиапрома «Чкаловский» на промплощадке КУМЗа. Макси-групп расширяет выпуск стали и метизной продукции. Многообещающие программы реализуют трубники.

Металлургия - отрасль энергоемкая, и рост объемов производства ставит в повестку дня вопросы надежности энергообеспечения. С растущими объемами грузоперевозок начинает не справляться железная дорога. Эти проблемы решаются, но не так быстро, как хотелось бы, поскольку они требуют крупных капиталовложений.

В машиностроении есть инновационные наукоемкие направления, сосредоточившись на развитии которых можно наладить выпуск конкурентоспособной продукции. Речь о приборостроении, выпуске медицинской техники и приборов. Региональный центр металлообработки создается на базе завода «Пумори-СИЗ», он уже сегодня оснащен по последнему слову техники и может выполнять самые сложные заказы. Большие перспективы у технопарков Академический, Уральский и других на территории области, а также особых экономических зон, в частности ОЭЗ «Титановая долина» (Верхняя Салда).

Крупные компании мыслят масштабно, но нередко оказываются неповоротливы и медлительны в реализации наукоемких технологических разработок. В этом плане гораздо более мобильны малые и средние предприятия, объединенные в рамках отделения малого и среднего бизнеса Союза металлургов. Многие из них уже переросли рамки малого бизнеса, инвестируют значительные средства в реальные производственные проекты, выпуск комплектующих по аутсорсингу для машиностроения.

Сегодня область на подъеме, перед ней открываются новые горизонты. Новые проблемы требуют нестандартных подходов к своему решению. Пока в нашей промышленности преобладают тонны, кубометры и другие объемные показатели. Накануне вступления страны в ВТО пора больше внимания уделять выпуску продукции с высокими потребительскими свойствами, конкурентоспособной на мировом рынке.

В условиях открытого рынка иная продукция будет просто не нужна.



Статьи

  • Актуально
  • Николай Тихонов
   
Ваше имя:  
Пароль:     
  запомнить меня
  Регистрация  Забыли пароль?
пирожок с икрой

Бизнес-навигатор

   Меткомплекс
   Наука и образование
   Органы власти
   Отраслевые союзы
   Смежные отрасли


Атомстрой комплекс
ЛитМаш
ЗаводЭкоТехнологий
 
Отраслевая наука 


«МЕТАЛЛОПРОДУКЦИЯ»

"MetalTorg.Ru Торговая система"

 
        ООО «УралИнфо»
   Телефон/факс: (343) 350 71 71
   г.Екатеринбург, ул.Мамина-Сибиряка, 58, офис 601        
            urm@urm.ru
Rambler's Top100 пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
«РЎСѓРјРјР° технологий» «Сумма технологий»
продвижение сайта