В начало Написать нам Карта сайта | RSS
Уральский рынок металлов


Предлагаем Вам разместить информацию в бегущую строку - 1000 рублей в месяц - за каждые 10 слов | Ежедневно посетители сайта смогут видеть информацию о Вашем предприятии. | Минимальные затраты - максимальный результат!!!
Новости Журнал О компании Статьи Аналитика Тендеры Рекламодателям Подписчикам Форумы Бизнес-навигатор Карта сайта Мероприятия Вопросы-ответы

"Спасение экономики - в развитии внутреннего рынка"

 

Сысоев Анатолий Васильевич:

Для стимулирования занятости и выхода из кризиса необходимо  решение накопившихся общеэкономических проблем. Кризис обострил проблемы безработицы и занятости населения. При их рассмотрении сегодня основной упор делается на мониторинге ситуации. Но мониторинг отражает только то, что уже случилось, констатирует факты. А устранять надо первопричины создавшегося положения. Необходимо создавать нормальные условия для развития экономики - и тогда не будет проблем с рабочими местами. Среди главных экономических проблем, требующих решения, можно назвать следующие: завоевание рынков сбыта и формирование внутреннего спроса на отечественную продукцию, повышение конкурентоспособности нашей продукции и реструктуризация промышленности, цена денег.

 

Рынки сбыта.

Сегодня мы потеряли внутренний рынок сбыта наших товаров. За последние несколько лет объёмы импорта в Россию увеличились впятеро: с $60 млрд. в 2002-м году до почти $300 млрд. в 2008-м году. Импортируется почти всё промышленное оборудование и сложная бытовая техника. Импорт продовольствия вырос в 1,6 раза. Всё это - потерянные рабочие места в России. Надо отвоёвывать внутренний рынок для отечественных товаропроизводителей. Но государство этой проблемой не занимается, нет никакой программы импортозамещения. Не формируется внутренний спрос на нашу продукцию. В советское время до 80-90% произведённых в стране меди и алюминия потреблялось на внутреннем рынке. Сегодня мы потребляем только 5% меди и не более 10% алюминий. Поэтому страна и оказалась в полной зависимости от ситуации на внешнем рынке: упали цены на металлы, практически нет потребления, складские запасы выросли в разы – и при этом наш внутренний рынок абсолютно не развит. Большинство развитых стран поддерживают и развивают свой внутренний рынок – так, Китай ввёл значительные таможенные пошлины. Однако наше государство в этом вопросе делает всё наоборот: бюджет сокращается практически полностью за счёт тех статей, которые финансируют реальную экономику и, следовательно, поддерживают внутренний спрос. В результате: прекратилось развитие инфраструктуры – дорог, энергетики, социальных объектов; остановилось строительство жилья, а то жилье, которое ещё строится, практически невозможно приобрести. Пример США показывает, что строительство жилья – это один из мощных способов формирования внутреннего рынка; как следствие, встало производство строительных материалов и упали объемы производства металлов; прекратились инвестиции в техническое перевооружение промышленности, прежде всего, машиностроения, которое сегодня ещё не готово ни по качеству продукции, ни по своим возможностям обеспечить нас. Важный вопрос – производство продуктов питания. Если в сельском хозяйстве США доля господдержки в стоимости продукта достигает 30%, то в РФ – 5% в лучшем случае. В таких условиях сложно конкурировать с иностранными товаропроизводителями. Не менее сложная - проблема потребительского рынка: мы практически не производим сложнобытовую технику, качественную одежду и обувь. Причина сложившейся ситуации во многом заключается в неправильной политике государства, которая не способствует стимулированию внутреннего спроса.

Конкурентоспособность продукции.

Этот показатель складывается из таких компонентов как качество товара; его цена; затраты на производство. За последние годы страна растеряла практически все свои конкурентные преимущества. Первая проблема - это низкая производительность труда при одновременном резком росте зарплат. За последние пять лет производительность в РФ выросла всего на 5%, в то время как зарплата – в 3,1 раза. Это касается как собственно производства, так и сферы госуслуг. Мы наблюдаем огромный рост зарплат и численности работников в госсекторе, тогда как качество услуг нисколько не изменилось. Вторая проблема – рост тарифов естественных монополий, который в 2-3 раза опережает инфляцию. Поэтому мы также потеряли здесь все свои конкурентные преимущества. Нам говорят, что в тарифы включают инвестиционную составляющую – но разве мы видим, на что используются эти деньги? Третья проблема – это сложившаяся система управления промышленностью. По сути, возрождена советская система управления, когда целые отрасли, например, алюминиевая, объединены в рамках одной структуры. Корпоративное управление в них жёсткое, не позволяет принимать необходимые управленческие решения на уровне предприятий. Сегодня требуется принятие «антитрестовского законодательства», потому что при такой системе управления экономического прорыва у нас не будет. Наконец, существует проблема, о которой все попросту боятся говорить – это проблема неэффективного использования трудовых ресурсов. В реальности на предприятиях излишняя численность работников составляет около 15 млн. человек. Никто не задумывается об их высвобождении, поскольку это может грозить социальным взрывом. Структура российских предприятий содержит множество непрофильных производств и услуг, зарплата множества сотрудников, от уборщиц до управленцев высшего звена, не зависит от конечного продукта. Множество людей выведены из процесса активного принятия жизненных и управленческих решений. Западная промышленность работает по принципиально иной схеме, которая основана на субконтрактных отношениях. Крупные предприятия занимаются только конечным производством и сервисом. Всё остальное – это целая пирамида взаимоотношений с поставщиками комплектующих и услуг. Все развитые страны перешли на такую систему взаимоотношений: США в 60-е годы, Япония – сразу после войны. Мы одни пытаемся управлять всей  цепочкой, что не даёт возможности развиваться малому и среднему бизнесу и мешает людям реализовывать себя. Необходимы серьезные меры с целью повышения эффективности и конкурентоспособности нашей промышленности и госуслуг. Необходимо  существенно повысить производительность труда;  провести реорганизацию системы управления промышленностью и реструктуризацию предприятий; создавать условия для налаживания субконтрактных отношений с предприятиями малого и среднего бизнеса. Это даст толчок к развитию всей экономики.

Цена денег.

Предприятия не могут развиваться без источников инвестирования. В связи с этим, решения требует важнейшая проблема - проблема «цены денег», т.е. доступности заемного капитала. В последние месяцы цена заемных средств банков выросла в 1,8 раза, с 12% до 20-25%, сделав их практически недоступными. Одной из главных причин этого является  высокая ставка рефинансирования ЦБ. В этом году она несколько раз снижалась, Но и сегодня она непомерно высока, 10,45% - при необходимом уровне не более 8%. Когда министр финансов РФ говорит о невозможности снижения ставки рефинансирования ЦБ в связи с высокой инфляцией, необходимо разобраться в том, что эту инфляцию провоцирует. В первую очередь - рост тарифов естественных монополий, которые скачком растут в начале года. Это находит своё отражение в стоимости практически любой продукции, цены на которую идут вверх. Вслед за этим для борьбы с инфляцией повышается ставка рефинансирования. Это приводит к повышению ставок по кредитам банков, что еще больше подстёгивает инфляцию. Таким образом, мы сами раскручиваем инфляцию. Кредитованию мешают также высокие требования банков по залоговым обязательствам. Сегодня ставка залоговых обязательств составляет 0,25. Иными словами, для того, чтобы взять кредит на 100 млн. руб., необходимо предоставить залоговые обязательства по имуществу на сумму в 400 млн. руб. Мало кто в силах удовлетворить эти требования. Необходимо, чтобы кредиты стали доступными для потенциальных заемщиков. Для этого требуется: установить цену продаж рублёвых средств банкам на уровне 8-10%, с целью доведения кредитных ставок до 12-14%; пролонгировать на два года просроченные кредитные договора для юридических и физических лиц без возврата основного тела кредита с обязательными платежами процентной ставки за кредит. В противном случае предприятие может стать банкротом, даже если оно способно оплачивать проценты по кредиту; увеличить объемы госгарантий и уточнить порядок их предоставления; принять решение для отдельных отраслей и направлений деятельности о субсидировании процентных кредитных ставок. На уровне муниципальных образований сгладить остроту кризиса и обеспечить занятость в значительной степени может муниципальный заказ. Однако обследование по различным муниципальным образованиям (МО) Свердловской области на предмет реализации Закона 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» показало весьма неоднозначную картину. В тех МО, где работают ответственные мэры, до 80% заказов отдаётся городским предприятиям малого и среднего бизнеса. В других - только 10-20% заказов, остальные заказы уходят на сторону, и собственные предприятия остаются без работы. Таким образом, во многих городах такой существенный стимул для развития экономики как муниципальный заказ практически не работает. Организация социального партнёрства требует более чётких рекомендаций в части противодействия кризисным ситуациям на всех уровнях. Сегодня есть положение, которое определяет характер социального партнёрства на уровне: профсоюз - работодатель. Надо эти рекомендации расширять, выстраивая четкую многоуровневую систему социального партнёрства. На уровне муниципальных образований к этой работе должен быть подключен глава города, который должен заниматься более предметно вопросами экономики. Должна быть создана система партнёрства по линии: глава МО – работодатель – профсоюз. Такая же система должна быть продолжена на уровне регионов, где эту работу должен координировать один из министров. Высшей ступенью социального партнерства на уровне РФ должна являться Российская трёхсторонняя комиссия. Сегодня власть на всех уровнях должна заниматься не бюджетными организациями, а в первую очередь экономикой. Если не изменить существующее отношение, мы будем лишь искать виновных среди конкретных работодателей. Виновных найти всегда проще, но следует помнить, к чему это приводит. В свое время, М.С. Горбачев бросил призыв: «давите вы снизу, а мы сверху». Результатом стал развал страны.

 

Надо поддерживать всё, что стимулирует внутренний спрос и потребление нашей продукции в стране, создаёт рабочие места. Мы все эти годы копили деньги в Стабилизационный фонд, вместо того чтобы вкладывать их в экономику и расширять внутренний спрос. Когда президента Франции спросили, зачем он начал строительство скоростной железной дороги, которую намечалось строить только в 2013 году, он ответил: потому что стране сегодня нужны рабочие места. И нам бы следовало у него учиться – поскольку без развития внутреннего спроса страна просто не выживет. С помощью современных научных подходов надо решительно менять систему управления и структуру предприятий, выводить всё лишнее, увеличивая количество людей, которые могут активно принимать решения за себя и сами создавать новые рабочие места.

 



Статьи

  • Актуально
  • А. Сысоев: Спасение экономики - в развитии внутреннего рынка
   
Ваше имя:  
Пароль:     
  запомнить меня
  Регистрация  Забыли пароль?
пирожок с икрой

Бизнес-навигатор

   Меткомплекс
   Наука и образование
   Органы власти
   Отраслевые союзы
   Смежные отрасли


Атомстрой комплекс
ЛитМаш
ЗаводЭкоТехнологий
 
Отраслевая наука 


«МЕТАЛЛОПРОДУКЦИЯ»

"MetalTorg.Ru Торговая система"

 
        ООО «УралИнфо»
   Телефон/факс: (343) 350 71 71
   г.Екатеринбург, ул.Мамина-Сибиряка, 58, офис 601        
            urm@urm.ru
Rambler's Top100 пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
«РЎСѓРјРјР° технологий» «Сумма технологий»
продвижение сайта